Золотая рыбка» под двойной радугой
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 09:09:42



Возвращаясь из Пошехонья, гости и участники фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка» имели редкую возможность наблюдать феерическое зрелище: двойную радугу. Говорят, Бог облаком и радугой обозначает своё присутствие на грешной земле. Надо полагать, благословил он «Золотую рыбку» на дальнейшие дела во имя отечественной и мировой анимации.
Расширенные новости
Золотая рыбка» под двойной радугой


Возвращаясь из Пошехонья, гости и участники фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка» имели редкую возможность наблюдать феерическое зрелище: двойную радугу. Говорят, Бог облаком и радугой обозначает своё присутствие на грешной земле. Надо полагать, благословил он «Золотую рыбку» на дальнейшие дела во имя отечественной и мировой анимации.

Фестиваль естественным образом снял назревшие вопросы: оказывается, программа зарубежной анимации была составлена так, чтобы познакомить зрителей с достижениями не за последние полтора-два года, а за больший промежуток времени — скажем, лет шесть-семь. Потому показ зарубежной анимации в Пошехонье стал ретроспективой авторского кино — изящного, замедленного, зачастую усложнённого по форме. Пошехонского маленького зрителя трудно назвать подготовленным — он и достойного коммерческого кино видит мало, а здесь ему предложили поразмышлять о любви, смерти и одиночестве («Напечатанная радуга», режиссёр Гитанджали Рао, Индия, 2006), некоммуникабельности («Привет», режиссёр Джонатан Никс, Австралия, 2003), иронически пересмотреть миф о Мойре, плетущей нить судьбы («Последний стежок», режиссёр Лаура Неувонен, Финляндия, 2005). Всё-таки авторское кино, при всех его достоинствах, требует адекватного зрителя.

Тем не менее, в зале охотно смеялись и аплодировали (это к вопросу о благодарном зрителе). Кроме того, члены жюри разъехались по близлежащим сёлам и провели там в школах мастер-классы, с удовольствием воспринятые не только детьми, но и взрослыми. Гостеприимство пошехонцев было поистине безграничным: угощали яствами местного производства, грели взваром на меду (так называемой «душепаркой»), забавляли песнями и танцами. Голосам можно позавидовать, настолько они хороши, профессиональны. Напоследок сделали подарок в виде вяленой рыбы, пошехонского сыра (вкуснейшая вещь, которая, к сожалению, широко не производится, но в будущем, как нас заверили, бренд возродится), трёх головок лука, выращенного также в Пошехонье и буклета, выпущенного к одной из местных памятных дат. В общем, «медвежий угол», глухомань, глубинка — это что-то певучее, задорное и очень талантливое.

Приятное впечатление произвёл пошехонский Дом культуры, где и проходил показ зарубежной программы с лёгкой примесью отечественной анимации. А исторический центр города греет душу лучше «душепарки» - настолько он приятен и одухотворён. Жюри отсмотрело конкурсную программу, заседание, на котором подведены итоги, закончилось. Неожиданностей, думается, не произойдёт — уж слишком силён разрыв между непритязательными мультяшками и настоящей анимацией, из некоторой изоляции авторского кино стремящейся к эмоциональному контакту со зрителем, что очень похвально и очень благородно с её стороны.

И напоследок, смешной случай. «Виной» тому — трепетно обожаемый мною «Мальчик» Дмитрия Геллера... После аннотации в фестивальном каталоге я был в недоумении: оказывается, Мальчик — это вовсе не жеребёнок, как я написал в обзоре выборгского фестиваля, а... старый конь на пороге смерти. Посмотрев «Мальчика» ещё раз, присмотревшись к экрану, я увидел седую гриву, услышал тяжёлое дыхание взрослого животного. И тем не менее, остались глаза, которые сохранили младенческое, трогательное отношение к миру... Произведение искусства дополнилось для меня, зрителя, ещё одной яркой краской. Не исключаю, что при третьем просмотре, откроется что-то теплое, нежное и невыразимо прекрасное, ведь именно к этому хочется возвращаться!

Игорь ПЕРУНОВ, специально для портала www.proficinema.ru