29.08.2008 17:46:56 "Фильмы о побегах, о стремлении к свободе не могут быть неудачными". "Новая земля" вышла на российские экраны
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 09:12:30



Премьера отечественного блокбастера «Новая земля» вызвала большой ажиотаж в Москве. Администрация кинотеатра «Пушкинский» проявила принципиальность и начала запускать зрителей строго после семи часов, ввиду чего видные продюсеры и создате
Расширенные новости
29.08.2008 17:46:56
"Фильмы о побегах, о стремлении к свободе не могут быть неудачными". "Новая земля" вышла на российские экраны


Премьера отечественного блокбастера «Новая земля» вызвала большой ажиотаж в Москве. Администрация кинотеатра «Пушкинский» проявила принципиальность и начала запускать зрителей строго после семи часов, ввиду чего видные продюсеры и создатели собственно самого фильма вынуждены были стоять на лестнице наряду со всеми остальными.

В этом ожидании они заняли целую площадку. Так что дефиле не состоялось, что, впрочем, является давней традицией наших шоу, на это указывал еще первый русский критик и драматург Александр Сумароков в 18 веке. Ну, видать, не дано у нас презентовать проект красиво. Уже в зале перед показом на сцену вышел сын режиссера, продюсер картины двадцатичетырехлетний Антон Мельник и сказал, что хотя в титрах указаны, как основные создатели картины, он и отец - на самом деле фильм делала вся их большая семья: все трое детей режиссера, его жена и отец. А когда на сцену поднялись оператор Илья Демин, исполнитель главной роли Константин Лавроненко и другие видные участники проекта, из зала их поддержала добрая сотня каскадеров, статистов и техников, которые участвовали в создании фильма в тяжелых условиях Заполярья на Шпицбергене. И всех их поблагодарил режиссер Александр Мельник, сказавший, что теперь они все ему как родные. И эта семейственность в кубе не раздражала, а была по-своему трогательной.

«Новая земля» - первый российский блокбастер, который по праву можно назвать русским. Все предыдущие опыты были в разной степени освоением формы, приемов и несли на себе отпечаток ученичества. Здесь же авторам удалось выполнить картину на высокопрофессиональном, практически мировом уровне качества: блестящая операторская работа, качественная постановка драк, но при этом удалось сохранить русскую идентичность. Персонажи фильма и сюжет картины выдержаны в русской логике. И когда я увидел «Новую землю», мне стало понятно, чего же не хватало российским фильмам раньше.

Всегда отечественный блокбастер становился какой-то калькой уже снятого голливудского и эта вторичность была столь очевидна, что не позволяла относиться к таким картинам всерьез. Дело в том, что, заимствуя форму, драматургию, жанр режиссеры невольно заимствовали и американскую идентичность и зритель не мог сопереживать этим американизированным персонажам. Здесь же сценаристу Арифу Алиеву и режиссеру Александру Мельнику удалось уйти от этой обычной для нашего кино болезни. Герои фильма, хорошие или плохие – русские, кавказцы, якуты - обитатели русского мира. Проблемы, поступки и переживания каждого конкретного персонажа имеют местные корни и в этом главное достоинство картины. У ленты есть потенциал стать подлинно народным, понятным всем и каждому фильмом. Повторюсь, но все это при буквально голливудском размахе постановки и дотошной точности в мелочах. Актеры, работающие на втором плане, как, например, Сергей Колтаков, один из самых известных актеров перестроечного кино, сыгравший обреченного на съедение уголовника, в котором нет на первый взгляд ничего хорошего, дрянь, в общем-то, человек, а и его жалко, когда убивают. Или Сергей Жигунов, с блеском исполнивший роль циничного вертухая, обладающего таким хорошо узнаваемым черным юмором, свойственным работникам правоохранительных органов. Вообще юмор в фильме есть, его немного и он, согласно сюжету, довольно черный, но очень смешной и оригинальный.

Чувство юмора, которого наш кинематограф был лишен долгие годы, проявляется во многих последних отечественных фильмах и это очень хороший знак, говорящий, что мы уже можем смеяться над собой, а не только насуплено молчать. Все скользкие провокативные моменты фильма, о которых так много говорили в канун премьеры, то же людоедство, так искусно и органично вплетены в сюжет, что нельзя назвать их лишними и сделанными для излишнего ажиотажа. Каннибализм известен в русских сказках, особенно сказках поморов, когда им приходилось зимовать на Груманте, а это тот же Шпицберген, где и снимали фильм. Здесь нет надуманности, это просто выживание, необходимость, ну и русская подлость.

Группа самых сильных захватила все оставшиеся продукты, а остальных держит в рабстве, заставляя заниматься самоедством. Это очень по-русски, ведь не все черты нашей идентичности прекрасны, есть и мрачные, не очень привлекательные черты. Исполнитель главной роли Константин Лавроненко, как и в своих прежних ролях, сыграл сильного, мужественного молчаливого человека. Авторы не делают его образ однозначно хорошим. Да, его можно понять, но он вполне заслужил свое пребывание в заключении, что сам отлично осознает. Другие персонажи - Толя-слесарь (Марат Башаров), Сипа (Андрей Феськов), Обезьян (Павел Сборщиков) и вовсе закоренелые преступники и маньяки, но и их понимаешь и видишь в них людей. Как считал Андре Базен: фильмы о побегах, о стремлении к свободе не могут быть неудачными, что ж классик в очередной раз оказался прав.