Эраст Фандорин - "новый интеллигент" России
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 07:04:53
Эраст Фандорин - "новый интеллигент" России

Леон Арон\Leon Aron, директор российских исследований Института Американского Предпринимательства\American Enterprise Institute. Недавно журнал "Континент" опубликовал его статью "Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу", в котором проанализировал романы Георгия Чхартишвили (пишет под псевдонимом Б. Акунин).

Вопрос: Чем объясняется столь высокая популярность Эраста Фандорина, героя детективов Б. Акунина?

Арон: Этот очень многослойный пирог. Работает целый ряд моментов. Во-первых, это совпадение эпох. Посмотрите: Фандорин расследовал свое первое дело в 1876 году, за несколько лет до убийства Александра Второго. Незадолго до этого в России была проведена революция "сверху". Произошел передел собственности, поскольку крепостные крестьяне были собственностью. То есть произошел геологический сдвиг в структуре собственности страны. Тогда отмечалось бурное развитие общества, предпринимательства, появились зачатки самоуправления. Считается, что Александр Второй думал о введении конституционной монархии. А после убийства царя в России наступила реакция. Но реакция определенного рода: власть борется за порядок, вводит определенный зажим, однако пресса продолжает быть, во многом, свободной. Дебаты в обществе тогда были крайне бурными. Сходство современной России и России конца 19 века для меня совершенно очевидно. Не знаю, задумывается ли об этом сходстве читатель, но, скорее всего хотя бы подсознательно, эти параллели на него действуют.

Второй важный момент. Фандорин - индивидуалист. Российская интеллигенция всегда определяла себя, отталкиваясь от своего отношения к государству. Как правило, интеллигенция государство ненавидела. В тоже время, в отличие от западной интеллигенции, она этим же государством образовывалась, нанималась, питалась и оплачивалась. Интеллигенция всегда разделялась на три группы: те, кто открыто ненавидели государство - диссиденты, их было мало; те, которые открыто государство поддерживали - их было тоже немного; и те, кто держали "кукиш в кармане".

Ныне в России, как это было и при Александре Втором, произошло крушение критерия, от которого все "танцевали". Вопрос "Как жить честно и хорошо?" больше не упирается в критерий отношения к государству. Настало время, когда каждый должен решать сам - как жить достойно.

Сборник статей о русской интеллигенции "Вехи", который появился в 1909 году, содержит ряд замечательных и нестареющих замечаний. Одно из них, с моей точки зрения - бессмертное и безжалостное, заключается в том, что для русского интеллигента профессиональная компетентность была не особо важной. Важна была борьба с режимом - открытая или умственная. Один из "веховцев" пишет: дома у него грязь, дети голодные, но он - на площади и спасает народ. Этика заключается в том, что каков бы человек не был в повседневной жизни, но приверженность определенным идеалам списывает все остальные грехи. К сожалению, время таких людей - мы это видим на примере российской партии "Яблоко" - ушло.

Вопрос: Эраст Петрович Фандорин другой?

Арон: Фандорин - человек с интеллектом. Как и Чехов, у которого отец был мелким лавочником, он сам себя образовал, потому что отец Эраста Петровича обанкротился и покончил с собой. Фандорин был вынужден покинуть гимназию и всего достиг самообразованием. Он говорит камергеру в романе "Коронация" примерно следующее: "Понимаете, в чем Ваша ошибка - Вы хотите жить по общим правилам. Но таких правил нет. Каждый должен изобрести свои собственные правила". Это настоящий экзистенциальный прорыв! Потому что в этой формуле нет возгласов: кто же будет заботиться о народе?!, где добро?!, где справедливость?!

Дело не в том, что Фандорин не хочет улучшать Россию - он ее своими действиями улучшает каждый день. Здесь Фандорин опять стыкуется в "Вехами", одна из идей которых звучит так: "Никто вы Россию не исправите, если не исправитесь сами".

Фандорин работает в полиции, жертвует жизнью, куска не доедает, но говорит, что работает не на губернатора. Он работает, потому что это ему нравится, и он работает на Россию. А все начальство, включая царя, ему не авторитет, потому что он сам по себе. Когда ему не понравился новый московский градоначальник - он просто ушел в отставку и уехал за границу.

"Фига в кармане" российской интеллигенции фатально сказывалась на работе. Достоевский в "Записках из подземелья" очень хорошо написал, как интеллигенты вьют гнезда под сводами того режима, который они частным образом ненавидят. Фандорин не держит "фиги в кармане", если ему что-то не нравится - он уходит. Но когда он работает - он работает хорошо, в отличии от интеллигентов, которые ненавидя режим, стремятся получать зарплату, но внутренне бунтовать.

Кстати, в России всегда обожали детективы. Вероятно есть в этой профессии что-то, что ведет к столь высокому уровню индивидуализма. Посмотрите, Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Мегрэ, Дюпен, Пинкертон - индивидуалисты. То есть читать про индивидуалистов - читали, но свои индивидуалисты не появлялись. Или им не разрешали появляться.