Нирвана: герой на героине, героиня – на героине
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 07:56:41
Нирвана: герой на героине, героиня – на героине

НирванаСказочники бывают разные. Бывают добрые, которые снимают прекрасное кино с прогнозируемым хеппи-эндом, и умерщвляют героев в один день. Бывают злые, которые делают фильмы о любви между людьми, которые любить не умеют, о надежде, которая умирает первой, и о вопросах без ответов. Игорь Волошин на доброго сказочника не тянет, поэтому свою Алису он отправил в Страну чудес - Нирвану, где комфортно живут-поживают разве что герои Ирвина Уэлша и Денни Бойла. Несмотря на то, что фильм уже обозвали «кино для киберпанков», на мой вкус, это все-таки сказка. Злая, эстетская сказка, построенная на каких-то полудогадках о человеческой натуре, на идее бессмысленного бунта современных тинейджеров, на настроении «бесперспективняк», с лейтмотивом «Выхода нет!».

Нирвана Герои «Нирваны» - не заложники вирт-реальности компьютерной, они существуют в принципиально ином пространстве, правда, не менее виртуальном и эфемерном. Здесь тебе, Нео, не кроличья нора с безлимитным доступом в эскапизм, здесь - борьба с собой, с жизнью, с обстоятельствами и, по крупному счету, со здравым смыслом.

«Нирвана» - это и не очередной пассаж формата анти-нарко. Возможно, такие мотивы и присутствуют, но чувствуется, что Волошин акцентируется не на них. Творчество Ирвина Уэлша, конечно, вспоминается добрым словом, когда разглядываешь психоделические катакомбы и населяющих их наркоманов-фриков.

Нирвана Однако копать надо глубже. Или, наоборот, копать вовсе не стоит. Возможно, для кого-то фильм станет лишь ярким костюмированным шоу типа «Клубной мании». Только вместо Маколея Калкина - девочка Алиса, а вместо ярких перфомансов - героиновый бред.

Сюжет фильма - прелюдия. Ягодки и психоделические грибочки будут, когда на сюжет уже рукой махнешь.

Печальная, с медицинским образованием москвичка Алиса (Ольга Сутулова), чтобы избавиться от вялотекущей столичной депрессии переезжает в Петербург. Она оказывается в декадентском сквоте с протекающими трехметровыми потолками и отваливающимися барочными барельефами и устраивается делать уколы бабушкам.

Нирвана Друзей Алиса находит быстро. Сначала оказывается в одной постели с соседом - вороватым любителем деревенской природы Валерой Мертвым (Артур Смольянинов). Затем сближается с его плотно сидящей на специальных препаратах подружкой, барменшей из ближайшего транспритона Вэл (Мария Шалаева).

Потом Мертвый из-за долга попадает в лапы наркодилера Ларусса (Михаил Евланов). Теперь мы наблюдаем любовный треугольник, углы которого в разных комбинациях склоняются друг к другу. Девушки, которые вчера были соперницами, теперь могут доверять только друг другу и бросаются на самое дно Питера, чтобы достать необходимую сумму. Одна из них в итоге умрет, вторая - впервые захочет попробовать наркотик, чтобы достучаться до подруги, отошедшей в лучший мир.

«Нирвану» уже сравнили с множеством кино-продуктов различных творцов: с «Дикими сердцем» Дэвида Линча, «Страной глухих» Валерия Тодоровского, «На игле» Дэнни Бойла, «Нигде» Грегга Араки и одноименной «Нирваной» Габриэле Сальватореса. Однако в первую очередь при просмотре творения Волошина вспоминается почему-то вышедшая недавно отечественная «Русалка».

Нирвана В обоих фильмах персонажи пытаются разорвать рутину и найти другую жизнь: в «Русалке» героиня едет из приморского захолустья в Москву, в «Нирване» - из постылой Москвы в депрессивный Питер. Обеих героинь зовут Алисами, обе закончат не сказочно.

Правда, в «Русалке» есть что-то светлое, какая-то, что ли, надежда, предвкушение... В «Нирване» - только безнадега и обреченность. Алиса не в сказку попала, она просто «попала» и зритель - заодно. Постфактум просмотра кажется, что фантазия режиссера может однажды стать реальностью. Вдруг дойдем еще до той ступени эволюции, когда выживут только эмо, расфуфыренные косплееры-анимешники да фрики, затянутые в синий и лимонный латекс, накрутившие на голове вавилоны...

Не хотелось бы, конечно. Ведь в мире этом и жизнь - не жизнь, а побег, и любовь - без любви, и страдания без смысла, и еще что-то наверняка обнадеживающее, но... не рассмотреть под слоем мишуры. Потому фильм рекомендован к просмотру не тем, кто ищет мораль или хеппи-энд, а тем, кто ценит эстетику декаданса, неравнодушен к современной культуре и находит откровения там, где их нет.

Анастасия Крайнер


Еще по теме

* Нирвана – философия жизни и любви в драме Игоря Волошина - 20/07/2007

Старые статьи

* «Последний день» - новый арт-хаус от Алексея Попогребского - 15/07/2008
* Красный жемчуг любви – хеппи-энд по-русски - 07/07/2008
* «Юрьев день» Кирилла Серебренникова - 30/06/2008
* «Пленный» Алексея Учителя: спасет ли мир красота? - 23/06/2008
* «Особо опасен!» – русский стиль в Голливуде - 23/06/2008