Великая любовь великого хана
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 07:49:16
Великая любовь великого хана
Мальчик Тэмуджин, которому только предстоит стать Чингисханом, повелителем половины мира, проходит через голод, унижения и рабство. Он выжил, хотя казалось, что это невозможно. Его сила, ум и воля к жизни несравнимы с возможностями обычного человека. Представляем вам фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол».

Выбрал жену и потерял

Когда маленькому Тэмуджину исполняется девять лет, его отец, монгольский хан Есугай, решает выбрать сыну жену из враждебного клана и таким образом заключить с ними мир. Однако на пути к нему в слабом монгольском роду Тэмуджин встречает десятилетнюю девочку Борте, которую неожиданно для отца выбирает себе в жены. Есугай соглашается с выбором сына, и они отправляются назад, домой. На обратном пути отец выпивает отравленное молоко, предложенное случайными попутчиками, рядом с которыми они остановились на отдых, и погибает. Власть в стране захватывает монгол Тартугай, а Тэмуджина как наследника он обещает убить, когда тот немного повзрослеет. Мальчик убегает из становища и скрывается в степях долгие годы. Он разыскивает свою невесту и забирает ее в свой род. Однако счастье их длится недолго. На становище нападают враги и, ранив Тэмуджина, забирают в плен Борте. Будущий Чингисхан после выздоровления обращается к своему названному брату Джамухе за помощью… С этого момента и идет становление молодого Тэмуджина как великого монгольского хана.

Нехарактерная любовь

Патологически сильная любовь Тэмуджина к своей жене (а в те времена мужчины могли завести себе столько жен, скольких были в силах содержать, не был исключением и исторический Чингисхан) крайне нехарактерна для монгольского народа. Чувство это проходит в фильме через непростые испытания. Он все время сражается, находится в плену и снова сражается, а она все это время вынуждена жить в чужих кланах, спать с другими мужчинами и рожать детей от других, терпеливо дожидаясь своего мужа. Но ее жертвы и ожидания не напрасны - любимый вызволяет из плена и принимает чужого ребенка.

Недомолвки

В фильме много недомолвок, оставленных на суд зрителя. Как мог бог Тенгри освободить маленького Тэмуджина от железных оков, как прошли годы странствий монгола по бескрайним степям, как он мог просидеть несколько лет в клетке и не потерять рассудок? Ответов нет. Но это никак не портит картину. И все-таки особо придирчивые зрители углядели в фильме несколько «ляпов», например, показанные крупным планом холеные руки Чингисхана, скитающегося по ветреным пустыням и не выпускающего меча из рук…

Не только профи

И все-таки любые несоответствия ничто по сравнению с батальными сценами и великолепными пейзажами, которые демонстрирует «Монгол». Необходимо отметить и актерскую игру. Великого Чингисхана сыграл знаменитый японский актер Табанобу Асано, а Борте - монголка, студентка журфака и просто красавица Хулан Чулун. Нельзя не сказать и о потрясающей музыке, которая звучит в фильме. Это не просто саундрек, а самостоятельные художественные произведения монгольской группы «Алтан Ураг» и финского композитора Томаса Кантелийена.

Над фильмом работала команда настоящих профи. Сценарий Бодров-старший писал в соавторстве со своим другом Арифом Алиевым, с которым работал над «Кавказским пленником». Операторами на ленте были голландец Рохиер Стофферс («Перо маркиза Де Сада», «Характер») и россиянин Сергей Трофимов («Ночной дозор», «Дневной дозор»), монтажом фильма занимался Зак Стэнберг (получивший «Оскара» за фильм «Матрица»). Весь фильм был сделан на монгольском языке, и в мировом прокате он прошел с субтитрами, наподобие «Страстей Христовых» и «Апокалипто» Мэла Гибсона. Исключение сделали только для русскоязычного зрителя: в нашем прокате фильм дублировали и правильно сделали - баталии лучше смотреть, не отвлекаясь на чтение субтитров.

Картина подойдет для просмотра всем любителям исторического кино и просто ценителям качественного киноискусства, а многих, возможно, подтолкнет к более глубокому изучению жизни Чингисхана, чтобы ответить на вопрос: «А как все-таки было на самом деле?»
Автор: Галина Соколовская