Новая земля – старые проблемы
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 07:48:30
Новая земля – старые проблемы

Новая земля Жизнь человека в ограниченном пространстве - беспроигрышная тема для создания очередного киношедевра. Авторы могут придумать всё, что угодно: психология каждого человека индивидуальна, и реагировать на наличие строгих границ в передвижении каждый будет по-своему. Кинокартина Александра Мельника «Новая земля» повествует о жизни группы заключённых, оказавшихся в ограниченном пространстве - на небольшом холодном острове. 2013-й год. Смертная казнь повсеместно отменена...

Новая земля Тюрьмы переполнены бывшими смертниками, среди которых в основном маньяки, серийные убийцы, люди, на чьей совести не одна загубленная жизнь. Принимается решение о создании проекта «Новая земля»: две сотни заключённых с пожизненными сроками отправляют на остров, где им предстоит находиться до конца своих дней, если, конечно, они не перебьют друг друга и смогут научиться жить более или менее по-человечески. Однако порядки, которые со временем устанавливаются на острове, назвать человеческими никак нельзя. Назревает бунт, в результате которого в живых может не остаться ни одного человека.

Новая земля Тема ограниченного пространства становится тем интереснее, что герои фильма не простые обыватели, а отвергнутые обществом преступники. Для Александра Мельника «Новая земля» стала дебютом на режиссёрском поприще. Сценарий к фильму написан Арифом Алиевым, известным по таким раскрученным проектам как «Монгол», «1612: Хроники смутного времени», «Кавказский пленник». В главных ролях лауреат Каннского фестиваля Константин Лавроненко, дебютант Андрей Феськов, Марат Башаров, Сергей Жигунов и Ингеборга Дапкунайте.

После просмотра «Новая земля» оставляет неоднозначное, но сильное впечатление. Картина напоминает пятиугольник с глубоко срезанными углами: сердцевину создатели сохранили в целости и сохранности, очистили от шелухи и сдобрили пафосными, но мутными религиозными параллелями. А вот с углами не сложилось: временами лента кажется откровенно недоработанной и сырой. Фильм действительно получился целостным и красивым, но, как ни странно, моментами он срывается в обидный примитивизм.

Новая земля Гнетущую атмосферу картины разбавляет парочка как бы комичных героев с южным акцентом; они погибают в самом конце, сплетясь в тесных дружеских объятиях. Розово-белые облака и компьютерное сияние, поглощающие в финале самолётик главного героя, тоже не располагают зрителя к доверию, уж больно искусственно они сделаны.

Актёрская же игра безупречна. Зрителей ждёт фантастическое открытие - дебютант Андрей Феськов, для которого работа в «Новой Земле» - первая серьёзная роль на большом экране. Молодой актёр даёт фору всем своим коллегам по съёмочной площадке. С его помощью нервный, психованный Сипа, биолог-любитель, разматывающий кишки своим жертвам, чтобы посмотреть «как они устроены», становится чуть ли не главным героем картины. Сипа в исполнении Феськова приобретает мрачную харизму философа и одновременно убийцы. Актёр не смотрит в бесконечную пустоту кинозала, он смотрит в глубину зрителя, внутрь тебя. Работа Феськова восхищает - редкий случай, когда актёра хочется наградить самыми лестными эпитетами.

Новая земля Авторы постарались сделать «Новую землю» максимально актуальной. Действительность в картине отражается с почти зеркальной точностью: здесь есть и столкновение кавказцев с русскими, и бой двух противоборствующих сторон с американцами, и история главного героя, предельно похожая на историю Виталия Калоева.

Даже пафосная, пошлая, до тошноты примитивная музыкальная составляющая, написанная Андреем Комисаровым и Глебом Матвейчуком, абсолютно точно укладывается в сегодняшние понятия о том, как должна писаться музыка к кинофильмам. Тут вам и полный набор голливудских штампов, и тошнотворная, «задушевная» а-ля рус баллада в конце (куда же без неё). Объяснять и доказывать, насколько безвкусно сделан этот музыкальный бэкграунд не имеет смысла: кризис музыки в кино только назревает, и предпосылок к тому, что отечественные композиторы вдруг включат голову и слух, увы, не наблюдается.

Бог с ней, с музыкой, надо привыкать. «Новая земля» и без неё берет зрителя за душу, оставляет сильные, яркие эмоции, благодаря чему зрителю придётся задумываться над увиденным. Придётся, потому что мы давно уже обленились и размякли от того количества глупости, которым нас потчуют каждую новую премьеру. В этом смысле дебют Александра Мельника является впрыском адреналина под изнеженную кожу зрителя. «Хватит спать! Включайте голову! Пора мыслить!», - такой обобщённый месседж можно было бы составить как вывод из всего увиденного. Действительно: хватит спать! Просыпайтесь, и - сразу в кинотеатр.

Васса Петрова

Вы не авторизованны в нашем форуме. Перейти на форум
Еще по теме

* Новая земля - утопия Александра Мельника - 14/08/2008

Новые статьи

* Love Journal – Антипенко + Уварова - 02/09/2008

Старые статьи

* Мираж – приключенческий истерн-вестерн - 25/08/2008
* Закрытые пространства: артхаусный психоанализ - 18/08/2008
* «Плюс один» - легкость перевода Оксаны Бычковой - 18/08/2008
* Хрусталев, машину!: завуалированные девяностые в гротескных пятидесятых - 05/08/2008
* Мантикора: репортаж со съёмок мистического фильма о стритрейсерах - 05/08/2008